<<назад

Кыргызский каган Барс-Бег

Енисейская прародина кыргызов

В рунических древнетюркских и уйгурских, а также согдийских источниках средневековое население Минусинской котловины на Енисее именовалось “кыргыз”. Этот термин точно передает самоназвание народа. Несмотря на то, что сведения в письменных источниках скудны, кыргызы оставили след в истории Южной Сибири Центральной Азии. Государство Кыргыз на Енисее представляло устойчивое этносоциальное объединение раннефеодального типа. К концу VII в. сложилась административно-военная система государства. В зависимости от успехов во внешней политике правитель получал титул “эльтебер”, “ажо” или “каган”. Мягкий климат Минусинской котловины позволял кыргызам сеять просо, пшеницу, ячмень. В долине в изобилии водились пушные звери, лоси и косули, кабарги и тарпаны. На изумрудных лугах жировал домашний скот. Были свои умельцы ремесленники, слава горнорудных мастеров простиралась далеко за пределы Центральной Азии. Высоко ценились кыргызскиемечи, ножи, кинжалы, панцири. Покорившие в VI в. земли по Енисею, тюркские каганы требовали от кыргызов “дань железом” именно поэтому.

Торговое дело вели с Китаем, Восточным Туркестаном и Средней Азией. Продавали пушнину, мускус, ископаемые бивни мамонта, ценные сорта капа (нарост на березе), скот и оружие. Приобретали же лемехи для плугов, иноземные шелковые ткани, роскошные сосуды. Одним словом все необходимое для мирной жизни кыргызы имели.

Барс-бег — каган

“Первое кыргызское имя, записанное в начале VIII в. кыргызскими и родственными, но враждебными им, тюрками, было имененм кыргызского кагана Барс-бега”. Он происходил из древней правящей кыргызской династии, и род его, как считалось, находился под покровительством богини Умай-Эне. А родственники его имели редкий титул - Умай-бег. Скорее всего, Барс-бег обошел старших братьев и выдвинулся благодаря исключительным личным качествам. Есть предположения, что каган (или его рд) помимо светских, обладал еще жреческими функциями по отношению к богине. Титул кагана Барс-бег принял с тронным именем Ынангу Алы Билге.

Борьба с Восточно-тюркским каганатом

Древнетюркские тексты конца VII - начала VIII вв. освещают события, связанные с отчаянной борьбой тюрок за воссоздание своего государства, порабощенного китайцами еще в 630 г. В Центральной Азии тюркам пришлось схватиться с кыргызами. В этот момент, когда политическая ситуация в Центральной Азии резко изменилась, Барс-бег смело проводит активную антитюркскую политику, направив два посольства в воевавший с тюрками Китай, и одно - в Тюргешский каганат (Семиречье). К 709 г. кагану кыргызов удалось создать антитюркскую коалицию, в которую вошли империя Тан и Тюргешский каганат. В 709 г. Восточно-тюркский каганат покоряет азов и чиков, обитавших в Туве и входивших в племенной союз кыргызов, подготовиви таким образом плацдарм для вторжения в Минусинскую котловину.

Решающее сражение

Внезапный, но тщательно подготовленный поход на кыргызов, войско тюркское совершило зимой 710-711 гг. Благодаря обходному маневру через Саянский хребет, тюрки обрушились всей мощью: “На кыргызов мы напали во время (их) сна... проложили путь копьями. Хан и войско их собрались (кыргызы во главе с Барс-бегом). С их каганом мы сразились в Черни Сунга, Кюль-Тегин сел на белого жеребца из Байырку, бросился в атаку... Кыргызского кагана мы убили и племенной союз его взяли”. В сражении в Черни Сунга погиб кыргызский каган Барс-бег, шурин Кюль-Тегина и Могиляна. “А народ его стал рабынями и рабами...” В стратегически важных военных пунктах были размещены военные отряды тюрок. Однако тюрки кыргызской государственности не уничтожили, оставив во главе кыргызского правителя с известной самостоятельностью. Активно вмешиваться в события Центральной Азии кыргызы смогли лишь после падения тюркского государства и возвышения Уйгурского каганата.

Эпитафия — кошок

До нас дошли несколько памятников рунической надписи на камне с упоминанием Барс-бега. Для тюрок он был “неблагодарным”, “коварным”. А как же оценили деяния своего кагана сородичи-кыргызы. Об этом нам поведала намогильная руническая надпись на камне в честь кыргызского кагана Барс-бега, по форме похожая на кыргызский кошок (плач по умершему): “...Я утвердился на земле благодаря моей доблести. Я храбро сражался с многочисленным врагом и покинул мой эль (народ - ред.), [оставив] его в раскаянии... О, Барс, не покидай [нас]!... Увы! Шестерых мужей с собой ты не взял!... Мой Барс покинул коней и быков, [весь этот] мир, он ушел! Увы! Ради моей воинской доблести, ради могущества моих старших братьев и моих младших братьев мне воздвигли [этот] вечный памятник”*. Из этого текста мы видим признание заслуг Барс-бега народом кыргыз, которого даже не удалось похоронить с подобающим его положению и заслугам почестями: “...Скакуна с собой ты не взял! Трех сосудов с собой ты не взял...!”**.

* * *

Вклад в формирование кыргызской государственности Барс-бегом поистине неоценим: он явился объединителем кыргызских племен; первый и последний из правителей ажо принял титул кагана - высший титул в степи, отделив племенной союз кыргызов от тюркского каганата практически в самостоятельное объединение, заложив еще один камень в основу Кыргызского Великодержавия IX-X вв.

*Кляшторный С.Г. Стелы Золотого Озера //Turcology. -Л., 1976. -С. 261.

**Там же - с.261.

Hosted by uCoz